?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А.Добровольская, В.Забалуев, А.Зензинов
Первая в российском театре попытка детского вербатима. Реальные диалоги сегодняшних школьников и неожиданные признания родителей. Это документальный театр нового века, соединивший тягу к исповедальности и безграничные возможности мобильных связей и Интернета

Режиссер Руслан Маликов.

Композитор В.Качесов

Художник С.Федоричев
Этому спектаклю посвящено жж-сообщество verbatim_deti

- Мне вообще дети нравятся,
но есть дети,
которые очень нескромно себя ведут, слишком уж выпендриваются.

- Я не люблю приходить в гости туда, где есть ребенок.
Рядом с ним я чувствую необъяснимый дискомфорт.

- Они требуют к себе очень много внимания.
Когда у человека появляется ребенок,
человек почти перестает принадлежать себе...

- Меня, например, напрягает,
когда они начинают подражать взрослым.
Я недавно наблюдала,
как совсем маленькая девочка красила губы точно так же, как её мать...

- Когда детей не могут построить и успокоить - капризных не люблю.
Не нравится, когда много раз повторяют одну и ту же шутку.

- Дети - пожизненное лишение свободы,
большая неблагодарность
и необходимость вселенского терпения.

- У современных детей –
ощущение того, что им все должны,
и что декларация прав ребенка и так далее.

- Дети так же искренне нежны, как и жестоки.
Вот за жестокость я их очень не люблю.

- Чуть что не по-ихнему –
сразу плач, вой, ор.
Да, они - некрасивые! Да, они - тупые!..

- Они громко кричат, капризничают, дай им волю, так не чистят зубы,
не умываются и не моются,
ломают игрушки,
им непременно нужно использовать помаду как карандаш.

- Да что с них взять, они такие милые, дети.
Только у большей части человечества – некстати.
Бесит сама система размножения!
Я бы предпочла класть яйца во влажную землю.

- Не люблю чужих детей. Только своих.

- Не люблю детей за то, что они дети.

ОТЗЫВЫ - см. в КОММЕНТАРИЯХ

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
svetorana
May. 11th, 2010 08:53 am (UTC)
svetorana
May. 11th, 2010 08:54 am (UTC)
Ходили на спектакль с детьми 10 и 11 лет. Спектакль понравился и взрослым и детям. Посмеялись от души. У спектакля очень хорошая идея: услышать мнение `родителей` о поступках детей и мнение `детей` о поступках родитей. Ведь, как правило, взаимнонегативная оценка поступков основана на различии восприятия. Этот спектакль нужно обязательно смотреть всей семьей: детям он близок по духу, взрослым - чтобы задуматься о своем реагировании на некоторые поступки детей. Талантливым молодым актерам удалось очень точно передать поведение детей (подростков). Спектакль длился 1 час 15 мин., но я не заметила, как пролетело время.

23.04.2008, Елена http://www.osd.ru/respinf.asp?ev=1485
svetorana
May. 11th, 2010 09:10 am (UTC)
До страстей. Первый verbatim на сцене детского театра
... спектакле есть великолепная сцена, когда дети рассуждают, что, собственно, мешает взрослым превратиться в детей. Их вывод – взрослым надо «отключить» рефлексию. И один из героев нажимает на кнопку пульта и… взрослые как бы сбрасывают свою закомплексованность, зашоренность и превращаются в свободных людей…
Новых героев актеры ищут вместе со зрителями. Этот поиск преимущественно пародиен и ироничен. (Очень смешно выдвигается на роль героини (после того, как отвергаются все бэтмены, человеки-пауки и т.д.) Белочка из «Ледникового периода».) Кто же, кто же им станет? Если бы знать…

Для кого спектакль?
Вот она, ключевая фраза из афиши, которая определила слишком многое в этой постановке. «Для семейного просмотра с детьми до 11 лет». До тинейджерства. До страстей. Для тех детей, кто уже не верит в Деда Мороза, но письма ему еще пишет, и для тех родителей, которые прекрасно знают, что ДМ нет и не было, и кто не пишет ему писем, но… очень надеются при этом, что письмо их детей до дедушки дойдет, и их ребенок обязательно получит ответ...

Слава Богу, что в спектакле нет конфликта отцов и детей. Вместо привычного тюзовского вертикального противостояния – горизонтальное партнерство. Новые взрослые не воспитывают детей, не поучают, не наставляют – они комментируют, одобряют или не одобряют. Как добрые бабушки во дворе. Отношение как у старшеклассников, нет, у старшекурсников к младшекурсникам. Атмосфера общей благожелательности. Перед нами, в принципе, одна яркая мыслящая биомасса, как океан в «Солярисе», – недовзрослые и передети. И хотя детские розовые очки сменяются серыми очками опыта – в целом баланс розовощекости и бледнолицости соблюден. Драматургически ДН строится как противостояние двух групп по четыре человека – детской и взрослой – в присутствии memento mori (замечательная девочка, играющая бабушку именно так, как играют дети, когда желают изобразить взрослых). По ходу спектакля дети превратятся во взрослых, а взрослые – в детей, чтобы еще раз убедиться, что конфликта нет, что взаимопонимание, как и мир и дружба между детьми и взрослыми, не только возможно, но и вполне реально.
......
И как бы не был сам по себе хорош текст (а он, на мой взгляд, имеет просто историческую ценность, как памятник детской городской речи начала ХХI века в России), важнее всего то, как эта живая речь поможет создать характеры. И один из главных вопросов: появятся ли в спектакле восемь (плюс один) разных индивидуальностей.

.....
Поэтому в спектакле я влюбился только в двух «детей» (все актеры большой восьмерки – взрослые): девочку, размышлявшую про смерть, и мальчика в цветастой рубашке, не торопившегося говорить.
Еще одна вполне понятная проблема вербатима – изначальная бессюжетность. Драматургию всегда нужно выстраивать, создавать из ничего. Поэтому режиссера надо поблагодарить за замечательно реализованную идею начала/завершения спектакля, в которую «вложена» вся постановка. Первая сцена в лодке, где играют и колбасятся двое детей, - одна из лучших. А в самом конце все герои этого спектакля «поплывут» в одну, только им видимую, даль. Замечательно…
И, конечна, прекрасна одна из миниатюр внутри - про маму и мальчика с коробкой. Вот так сюжетик, простая история «перемогла» блестящий вербатим…

Спектакль получился экспериментальным, пробным. Поисковым. Не столько для детей и родителей, сколько для родителей в присутствии детей. Но смотреть его надо обязательно – ничего подобного на детской сцене действительно нет.
Еще будут найдены очень важные для этого спектакля точки соприкосновения, сотворчества зрителей и публики. Но главное я уже ощутил. И такого со мной не было еще никогда. У меня возникло ощущение семьи, в которую я неожиданно попал. Причем эта семья – не чужая, а моя собственная, и всем, кто делал этот спектакль, я прихожусь хоть и дальним, но родственником. От этого приятнейшего наваждения я не могу избавиться до сих пор.
http://ste-pan.livejournal.com/85075.html
svetorana
May. 11th, 2010 09:29 am (UTC)
Рецензия от Анны Афанасьевой
Детский вербатим сложнее любого другого, потому что фальшь здесь очевиднее и болезненнее. Здесь особенно важно не правдоподобие, а правдивость. Составляя сцены из "узнаваний", которые становятся откровениями, авторы не призывают к надуманным пафосным размышлениям или глубокому анализу, а просто предлагают взглянуть немного со стороны, чтобы взгляд внутрь стал несколько искреннее, придержав защитный рефлекс: "конечно, бывает и так, но в нашей семье всё иначе!".

В "Детской неожиданности" рождающееся на глазах действие лишает возможности быть безучастным зрителем, но предполагает сотворчество, обескураживая подавляющим впечатлением конкретного момента, его эмоциональным всплеском.

Особенно ценно и то, что герои словно бы уравнены: четырём взрослым и четырём детям нечего делить, они запросто меняются местами и готовы к заинтересованному диалогу - разрыв поколений становится всё меньше. Это своеобразное путешествие навстречу друг другу, в котором ценен и важен каждый шаг, даже неверный - ведь это тоже необходимый опыт. Путешествие полно препятствий, недоразумений, блужданий, но желание дойти друг до друга, приблизиться, приобщиться - непреодолимо. Однако, и здесь нет утопичных иллюзий. Введенный в спектакль образ Бабушки (на мой взгляд, недостаточно разработанный) подчёркивает относительность и взаимосвязанность детства - зрелости - старости, вечный круговорот, брожение надежд, желаний, фантазий, стремлений, слабостей и разочарований.

Дети легко входят в мир, в котором взрослым порой даже сложнее адаптироваться. У них (детей) более живое восприятие, цепкая хватка, непосредственные реакции, - кстати, этими же качествами отличается актёрский состав спектакля, - в актёрских работах почти нет штампов, и всё действие наполнено поэтичной, ощущаемой свободой, стихийными штрихами создавая образы многоплановых противоречивых личностей. Одно состояние беспрепятственно перетекает в другое, и вот уже трудно разобрать, где говорит ребёнок, а где взрослый. Так и рисуется своеобразный портрет эпохи в целом, через понятные каждому частности, которые заставляют смущаться, улыбаться и снова наслаждаться этим удивительным процессом взаимодействия.

Любопытно, что даже одни и те же мысли, высказанные ребёнком или взрослым, несут различную смысловую нагрузку, полны разного содержания, у которого своя атмосфера, своё настроение и свой личный опыт.

Визуально-музыкальное сопровождение спектакля усугубляет эффект уютной интимности и доверия. Это особенно интересно при работе с вербатимом, который подчас непросто облечь в материально-адекватную форму. И хотя некоторые действия на сцене вызывают недоумение и порой кажутся лишними, этот поиск содержанием формы динамичен и наполнен точными попаданиями, складываясь в литую цельность произведения.

Спектакль не игнорирует и "острые" углы, затрагивая многие актуальные проблемы: несправедливости, ошибки, жестокости, равнодушия, с которыми мы так часто сталкиваемся именно в семье, где должны бы были находить успокоение и понимание. Но, натыкаясь на эти углы, мы, каждый из нас, ищет свой путь. Не существует лёгких универсальных дорог, любое "общее" место, не накладывается трафаретом на конкретно взятую семью или ситуацию. Спектакль не задаёт дополнительных вопросов, кроме общеизвестных, и не даёт чётких ответов, но заложенная в нём частичка позитива, света и любви очень располагает и обнадёживает.
http://www.vostokinform.ru/skena/teatrnews/neogidannost/
svetorana
May. 11th, 2010 09:30 am (UTC)
Устами взрослого. Рецензия от Евгении Дуплякиной
5ого апреля в детском театре "А-Я" состоялась премьера спектакля "Детская неожиданность". Интересен он, в первую очередь, тем, что это первая попытка сделать спектакль для детей в жанре вербатим. Если кратко описать суть этого явления, то она заключается в следующем - монологи героев переносятся на сцену из жизни без какой-либо редакции, в первозданном, а точнее - "в первосказанном" виде.

В данном случае, герои пьесы - дети. На сцене - четыре "ребёнка" и четверо взрослых. Они перекидываются вопросами, ответами, упрёками, советами, нравоучениями, претензиями и шутками. Пространство пьесы не ограничивается сценой - к зрителю обращаются, ему задают вопросы, ему смотрят в глаза, ожидая ответа.

Пьеса документальна и злободневна: вот они, современные дети - такие "продвинутые" и искушённые, такие резкие и самостоятельные, но по ходу пьесы выясняется, что дети всегда остаются детьми - независимо от того, в каком веке они живут - двадцатом или двадцать первом; какие фильмы смотрят - "Зачарованные" или "Приключения Электроника", - они всё так же непосредственны и наивны. Им задаются вечные взрослые вопросы - хотят ли они вырасти, кем они видят себя в будущем, могли бы они управиться без родителей?

Происходит обоюдоострый диалог - дети видят во взрослых своё грядущее; взрослые в детях - своё прошлое. Помимо 8 героев, практически постоянно находящихся на сцене, есть ещё один персонаж - Бабушка. Если Дети и Взрослые противопоставлены друг другу, то Бабушке они противопоставлены вместе: время идёт, поколение сменяет поколение, и, рано или поздно, все дети станут взрослыми, а взрослые - бабушками и дедушками.

Мысль ясна, но: возникает вопрос - для кого пьеса написана, для кого спектакль поставлен - ведь у каждого произведения должен быть адресат? Здесь возникает ощущение, что сделано всё взрослыми - для взрослых. Фразы типа "Взрослые мечту превращают в цель" имеют отчётливый привкус вкусового наполнителя. "Жвачка со вкусом прописной истины".

Спектакль очень мил. Мил так же, как гуляющие по Рунету письма детей к Деду Морозу и президенту. Посыл прост, румян и кудряв: "Оглянитесь, большие дяди и тёти, вы идёте не туда, вы забыли, как вы были детьми". Но, господа, всё это настолько не ново, что уже даже и не особо умиляет. "Детская неожиданность" на поверку оказывается взрослой предсказуемостью.

У каждого художественного явления есть своё "зачем" и "почему".В искусстве не первый раз возникает мысль о том, что наилучший способ изображения реальности - её непосредственное запечатление. Но возникает вопрос: какова, в таком случае, роль художника? Интервьюер? Компилятор? Копировальщик? Натурализм, реализм разной степени концентрации почтенная публика уже не раз наблюдала. "Прямые свидетельства", "человеческие документы" - всё это не раз читано и смотрено. Но зачем человеку идти в театр - чтоб увидеть там кусок жизни? Если художник берёт на себя миссию цитировать жизнь - возникает мысль, что самому ему сказать нечего.
http://www.vostokinform.ru/skena/teatrnews/neogidannost/
svetorana
May. 11th, 2010 09:30 am (UTC)
Рецензия от Елены Картель
Ну что ж... По-моему, первая в российском театре попытка детского вербатима удалась. Вам наскучила классика и хочется новых впечатлений? Нечто современное, нестандартное и непривычное для нашего брата под названием "Детская неожиданность" готово их предоставить.

Множество различных эмоций, причем одновременно, испытываешь при просмотре этого действа. Это, кстати, и привлекает, - ты буквально не успеваешь за мыслью: вот "взрослые" начинают говорить о детях (заметьте: чужих) с почти нескрываемой ненавистью, и ты узнаёшь в них себя, но задуматься не успеваешь, потому что "дети" уже подхватили эту хрупкую нить общения и без промедления и пауз, в свою очередь, будто защищаясь, начинают указывать на все тяготы детства и отсутствия самостоятельности - и ты тут же вспоминаешь себя в их возрасте и осознаешь, что думал, как они, и вел себя так же.

Реальность. Она пересекается здесь с игрой актеров и в какой-то момент забываешь, что смотришь спектакль, ощущение - будто находишься в теплой компании и ведешь милую беседу. Несколько непривычно видеть реальность с театральных подмостков. Именно этим, наверное, и хорош вербатим - четким пониманием происходящего и солидарностью со многим, звучавшим со сцены.

Вообще, в основе "Детской неожиданности" - диалог. Четверо взрослых (папа-педагог, папа-пофигист, мама-клуша, мама-пофигистка) и четверо детей (девочка-попевочка, девочка-оторва, мальчик-самурай, мальчик-старичок) пытаются доказать друг другу - кому на Земле жить хорошо, а точнее - лучше: первым или вторым. Делают это они очень страстно и эмоционально, перебивая друг друга и разговаривая как можно быстрее, чтобы успеть озвучить все свои мысли, которых не мало. В итоге дети начинают размышлять не по-детски серьезно, а ко взрослым пусть и ненадолго, но все же возвращается легкомысленность.

На протяжении всего спектакля то ходит по сцене, то садится ко всем спиной, попутно вставляя фразы, не имеющие никакого отношения к происходящему, как вы думаете, кто? Конечно же, бабушка! Если есть дети, то как же без нее-то?

Как Вы догадываетесь, энергетика в крохотном зале - колоссальная. Ею заряжены все присутствующие, и некоторые, даже не пытаясь сдерживаться, выплескивают её на рядом сидящих. Так, 2 девушки-подружки начали собирать многочисленные клочки бумаги, рассыпанные по всему помещению, и осыпать ими друг друга. Вот, что значит - вовлечь зрителя в происходящее. И, конечно, очень много юмора в спектакле, который неизменно расслабляет и располагает.

Подводя итог, хочу отметить актеров, занятых в спектакле "Детская неожиданность". Безумно обаятельные ребята, смотреть на которых одно удовольствие. Согласитесь, его в нашей сегодняшней жизни не много, поэтому за своей порцией рекомендую обратиться в театральную кассу.


http://www.vostokinform.ru/skena/teatrnews/neogidannost/
svetorana
May. 12th, 2010 08:26 pm (UTC)
ste_pan: Verbatim («дословно») дает новый материал – непричесанную речь. Не стилизованную. "Детская неожиданность. Verbatim" (ДН) – действительно ПЕРВАЯ попытка использования в театре для детей непридуманного, живого слова. Записанного на улице, в метро. Вычлененного из длинной диктофонной записи. Тем самым авторы уже открыли новую страницу в истории детского театра. Это уже подвиг, уже серьезное достижение!

Второе откровение, поразившее меня. А дети-то уже совсем другие. Не те, прежние, из книжек Михалкова и даже Железникова (который «Чучело»). «Новая драма» в этом спектакле открыла, по крайней мере для меня, и новых детей. Совсем новых – постгаррипоттеровского и постпепсикокакольного периода. Возьмем хотя бы один только их вещной мир. Поколение afternext живет в условиях экспансии атрибутов и дивайсов взрослого мира в сферы сугубо детские. Ведь дети сейчас пользуются все раньше и все чаще теми же компами, мобилами и плеерами, что и взрослые, только используют их до поры до времени по-детски, как, например, игровые приставки. (Лично моя же практика показывает – самые уж, казалось бы, малышовые мягкие игрушки я чаще дарю не детям, а взрослым…) А это уже вторжение взрослого образа жизни в детский миропорядок. Джентльменский детский набор – это скейт, ролики, MP3-плеер – какие там песочницы, плюшевые мишки и лапта, прости господи… Сейчас все детское – это то же взрослое, но приспособленное для детей. И дети примеряют на себя это самое взрослое во все более нежном возрасте.

Поэтому для новых детей нужны, естественно, не сказки, а что-то совсем иное. Не случайно в ЖЖ Владимира Забалуева зашел спор о фэнтези: «Жанр этот на подъеме в мире в целом, и у нас в стране он как минимум гораздо в более жизнеспособном состоянии, чем сказка. В театрах, в том числе детских, слово "фэнтези", по моим наблюдениям, вытесняет жанрово узкое "сказка". Причем именно в драматургии есть выдающиеся образцы жанра - я имею в виду прежде всего пьесы Юрия Клавдиева. Более того, есть точка зрения, что фэнтези отражает реальность точнее, чем классическое искусство правдоподобия. В любом случае, чем топтаться в тупике, лучше попробовать выйти на другую, пусть и менее растоптанную дорогу». Может быть, Забалуев и прав, хотя мне кажется, что фэнтези - это волшебные истории, рассказанные для Барби, а не для Ванечки и Машеньки. Тем более что именно Россия – родина Гарри Поттера. Первым Поттером, как известно, был маленький помощник феи из «Золушки» 47-го года с известной фразой: «я не волшебник, я только учусь».
И, разумеется, не будем забывать давным-давно описанное отсутствие комплексов у современных детей. Они давно не «парятся», им несвойственно «усложнять», «принимать во внимание», «учитывать». Новые дети живут под лозунгом из ДН: «Гораздо проще дожить до будущего, чем размышлять, каким оно будет».

В спектакле есть великолепная сцена, когда дети рассуждают, что, собственно, мешает взрослым превратиться в детей. Их вывод – взрослым надо «отключить» рефлексию. И один из героев нажимает на кнопку пульта и… взрослые как бы сбрасывают свою закомплексованность, зашоренность и превращаются в свободных людей…
Новых героев актеры ищут вместе со зрителями. Этот поиск преимущественно пародиен и ироничен. (Очень смешно выдвигается на роль героини (после того, как отвергаются все бэтмены, человеки-пауки и т.д.) Белочка из «Ледникового периода».) Кто же, кто же им станет? Если бы знать…
http://ste-pan.livejournal.com/85075.html
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

teatr_a_ia
Детский музыкально-драматический театр А-Я
Website

РЕПЕРТУАР

ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (с 3 лет)
«Ципа-дрипа» Труляля для детей от 3-х лет. Премьера!
«Красная Шапочка» (Ш. Перро, Ю.Уральский). Музыкальная сказка
«Почему у Розы шипы?» (В. Мютников). Страшно интересная сказочка
«Новогодняя Ёлка» в Петровском переулке
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (с 5 лет)
«Хорошо. Добрался. Ветер.» Е.Федоричев). Музыкальная сказка.
«Скрипка и немного солнца» (по мотивам норвежских сказок).
«Война Петрушки и Степки-растрепки» (Е. Шварц). Сказочное игропредставление
«Как Обезьяна Морского царя перехитрила» (по мотивам африканских сказок).
«Лучше всех...» (Саша Черный)
«Конек-Горбунок, или Чудеса, да и только» П. Ершов). Музыкальная потеха
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (с 7 лет)
"Муха" (А. Добровольская). Мюзикл
«Грустно поет веселая флейта» (по мотивам японских сказок)
«Алиса... все страньше и страньше» (А. Добровольская). Музыкальная сказка
«Один день из жизни Маленького негодника» (Г. Остер). Школьный триллер
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ (с 12 лет)
«Браво, Фигаро!» (П.-О.Бомарше). Комическая авантюра Премьера!
«Детская неожиданность. Verbatim» А.Добровольская, В.Забалуев, А.Зензинов). Флешком для крутых и продвинутых подростков
«Грех не беда...» (А. Грибоедов). Фэшн-комедия для взрослых с 14 лет

Tags

Powered by LiveJournal.com